Трудно быть Богом, когда нет эпидемий
11 апреля, 2020
АВТОР: Андрей Пустогаров
О последнем фильме А.Германа
Период нескончаемых разговоров об эпидемии заставил по-новому взглянуть на некоторые мотивы фильма «Трудно быть Богом».
«У меня есть несколько картин, которые я всегда пересматриваю. Это практически весь Тарковский», — сказал в одном интервью Алексей Герман.
Постоянный образ у Тарковского — вода: течет, капает. Природная стихия. У Германа тоже текут и капают жидкости: моча, жидкое дерьмо, сопли и нечто вроде хлорки, чем опрыскивают трупы.
Стихия человеческая. В том смысле, что, по Аристотелю, человек — это животное политическое. В этом определении на первое место вполне логично поставить то, что на первом месте в нем и стоит — животное. Люди Арканара живут, как стая обезьян. Наша этика и эстетика им неведомы, поэтому их жизнь кажется им вполне естественной. Да она такая и есть.
Наш культ чистоты выработала практика — желание избежать эпидемий.
Практические рекомендации принято вкладывать в уста Бога, поэтому Аллах обязывает мусульманина совершать ежедневно пятикратное омовение. Но на планете, где Арканар, нет болезней, передающихся капельным путем, нет потребности и в гигиене.
Неизвестно, как стала бы развиваться наша цивилизация, не будь у нас заразных болезней. Если Великая Чума 14 века действительно была, то она заставила человечество перейти от стадного образа жизни к более индивидуальному — из санитарных соображений. А из этого индивидуализма появился и т.н. дух Реформации со всеми вытекающими последствиями в виде современной цивилизации. В Арканаре, повторим, заразных болезней нет, поэтому, похоже, благородный дон Румата бьется зря — все умники будут пожираться плотным человеческим стадом, тонуть в нем, рывка, создавшего науку и искусство, не будет.
Так что я бы поспорил с автором фильма, который сказал так:
«Это картина о поисках выхода в мире — рубить, быть ласковым, наблюдать, помогать, как быть? Нет выхода, все оборачивается кровью, что герой ни сделает. Не хочешь убивать, хочешь быть добрым — будет вот так, почти никак. Хочешь убивать — реформы пойдут, но ты будешь страшным, кровавым человеком».
Скорее, весь фильм «Трудно быть богом» — это наблюдение под объективом за этой человеческой стаей или стадом. Которое живо во всех нас, в том числе в тех, кто считает себя умником. И Герману не всегда надо было улетать на далекую планету, чтобы это стадо показать. В «Иване Лапшине» он находит его в бараке, где живут урки. (Арканар и Урканар — практически это одно слово, не правда ли?) Собственно, весь инвентарь фильма «Трудно быть богом» — это внутренности сарая рядом с таким бараком.
Вот рассказ режиссера:
«Бараки в «Мой друг Иван Лапшин» настоящие. Все, кто в Лапшине играл, жили в этих бараках. В картине есть эпизод: на крыльце воровской хазы парень мнет бабе голую грудь. Мял он ее восемь часов. После съемки женщина ко мне подошла: «Товарищ режиссер, помогите. Что ж он, лапал меня лапал, а закончить отказывается». Подзываю парня. «Да ну ее, она старая». Баба стоит в стороне, не отходит, ждет. Капитан переговорил с солдатами из оцепления. Безрезультатно. Из группы тоже никто не соглашается. Вернулся, развел руками: сам бы это сделал, но при мне жена. «Ладно, понимаю. Дайте на бутылку портвейна». Дал».
В следующем фильме А.Германа тема стаи усиливается и сгущается.
И опять-таки, все рядом, все под рукой:
«В «Хрусталев, машину!» есть эпизод на железнодорожной станции. И в нем все настоящее — и станция, и ее жители. Настоящее снимать всегда интересно, но и непросто: на той же станции шла такая пьянь! Раз в середину съемки въехал состав. Тепловоз высокий. Оттуда высунулся машинист, попытался помахать нам рукой и с трехметровой высоты навернулся вниз. Его подняли, засунули назад, окровавленная морда снова появилась в окне, заулыбалась, и это поехало дальше».
Для меня это как будто один фильм — «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть Богом». И медицинский генерал из «Хрусталева» и дон Румата живут в мирах, которые для них почти одинаково чужды, блуждая среди лезущих в глаза или норовящих врезаться в лоб людей и предметов. Островок сталинской элиты в фильме Германа находится посреди моря разливанного человеческой стаи, в которое генерал окунается, когда его сбрасывают с острова.
(В обоих фильмах рядом с главным героем присутствует мальчик-подросток: сын генерала в «Хрусталеве» и малолетний вороватый раб Руматы. Относительно подростка в «Хрусталеве» Герман говорил, что так он изобразил самого себя. Аналогичный персонаж в последнем фильме Германа говорит, что для режиссера мир в обеих лентах — один и тот же.)
И финалы у фильмов схожи. Генерал воленс-ноленс покидает среду, в которой ему все осточертело, и после ряда жутковатых происшествий попадает в новый мир, где жизнь проще и, по всему, счастливее для него, обретая то, что буддисты называют просветлением. Дон Румата, потеряв свою женщину, больше не желает прикидываться частью человеческой стаи, обретает бесстрашие и уничтожает виновников гибели своей подруги. После чего решает уже открыто заняться переустройством Арканара.
Что, как уже было отмечено, ему вряд ли удастся в связи с отсутствием на планете Арканара эпидемий.
Сопоставление «Хрусталева» и «Трудно быть Богом» наталкивает на следующий вывод: выходит, нравы человеческой стаи вовсе не порождение ужасного сталинизма, а есть естественное состояние сообщества, не затронутого духом индивидуализма. (Заметим, что сталинский режим, в отличие от поздне-брежневского, уравниловку не внедрял.)
Возвращаясь к текущему моменту: что вызовут нынешние ограничения коммуникаций в период вирусной эпидемии?
Рост индивидуализма? Скорее наоборот.
В телевизоре ряд провластных политиков третьего эшелона уже высказался в том смысле, что ограничения в связи с эпидемией пойдут на благо, мы выйдем из испытаний еще сильнее и сплоченней.
Надо полагать, сплоченней вокруг действующей власти. При этом корпорации, очевидно, получив государственную поддержку, останутся на плаву, а вот число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей с их духом индивидуализма (простите за тавтологию) может сильно сократиться.
В фильме Германа тотальную бойню умников устроил Черный орден, пришедший наводить в Арканаре порядок.
Как сказал дон Румата, за серыми всегда приходят черные.
Самого Румату (читай Германа) мир с орденским порядком и без умников не устроил.
Зашел на Перемены посмотреть, что здесь в эпоху мирового психоза. Рад встретить текст Пустогарова. Мысль Андрея Александровича мне вроде бы понятна. Тех, кто любит ходить строем станет ещё больше, но при этом, на мой взгляд, надо понимать, что это будет строй особого рода единоличников. Человекоподобных существ, боящихся не то, чтобы помощь оказать ближнему, но даже подать руку при встрече.
Сейчас особенно не хватает «Осьминога». Нашему осьминожному админу привет и здоровья!
технолог, спасибо!
АДМИН,ПРИСОЕДИНЯЮСЬ К ПОЖЕЛАНИЯМ ТЕХНОЛОГА! ЕСТЬ ЛИ ИНТЕРЕС К МОИМ СТАТЬЯМ?
Владимир, присылайте конкретные материалы, будем смотреть.
Но никаких гарантий, разумеется, не могу дать.
События такого масштаба как переживаемое нами сейчас не могут иметь единственную причину. Несомненно не меньшее значение для развития того, что развилось, имеет неадекватная реакция власть имущих на пандемию Кови.
Собственно неадекватная реакция возникла по причине развившейся Ноофобии.
Так-же не может быть единственной цели у принимаемых мер.
Представляется очевидным, что при введении этих Мер власть имущие очевидным образом кроме достижения медико-санитарных целей планировали решить следующие задачи:
Сжать потребление и максимально уничтожить наиболее вредные с точки зрения экологии процессы — например массовые авиационные перевозки.
Ввести в оборот как хороший и правильный стиль жизни — самоизоляцию.
(См. — Общество в ближайшее время разделится на две страты (касты, варны). Первая самая многочисленная страта Потребителей будет жить в многоэтажных многоквартирных общежитиях. Там будет обеспечено получение всех возможных развлечений, всех видов наркотиков и килограмм питательной смеси в день. Производители будут жить в отдельных поместьях рассчитанных на проживание большой семьи. Для них будет действовать жесткая иерархическая система управления с жесткой и всеобъемлющей дисциплиной.)
В конечном итоге целью инициированных процессов является сокращение численности человечества до 500 млн чел